Мозаика в бассейне
Мозаика в бассейне
Мозаика в ванной
Мозаика в ванной
Мoзаика в кухне
Мазаика в кухне
Форма входа





О мозаике и не только

Главная » Развитие мозаики с древних времён...
19:45
Развитие мозаики с древних времён...
Опубликовал: ADIstudio

Из истории мозаики. Фрагмент раскопок на Кипре
Техника мозаики начала свое развитие с первых вымощенных галькой двориков и тропинок - естественный и доступный материал на всей территории Средиземноморья использовался еще несколько тысяч лет назад в целях создания покрытия полов и дорожек.

Наиболее ранней техникой мозаичного мощения в греко–римском мире являются мощения в технике opus barbaricum (опус барбарикум) – напольные мозаики из морской или речной гальки. Они встречаются в святилищах и храмах Древней Греции, начиная с VII – VI веков до н.э. (святилище Артемиды Ортии в Спарте, храм Афины Пронойи в Дельфах). Мода на мощения светских интерьеров возникает в Греции в конце V века до н.э.

Когда живописные возможности техники барбарикум практически себя исчерпали, в столице Македонии – Пелле, где созданы в этой технике самые выдающиеся произведения мозаичного искусства, в конце IV века до н.э. предпринимаются первые попытки имитировать или соотнести достижения живописи применительно к мозаикам. Художники-мозаичисты стремились превзойти ткачей и живописцев, стараясь достичь в твердом, неподатливом материале тех же результатов, что другие достигали тонким наложением красок или мягкими мотками шерсти. Они использовали измельченные минералы, чтобы создать ковры, которые не изнашивались, и вводили в изображение даже игру теней и иллюзию глубины. Поскольку галечная мозаика долее не могла соответствовать запросам заказчиков и мозаичистов, то, начиная с раннего III века, она являются отживающей техникой; барбарикум завершает свою историю, несмотря на то, что мозаичисты продолжают создавать мощения в этой технике вплоть до II века до н.э.

Изобретение новых техник, настоятельная потребность в которых была вызвана появлением новых эстетических принципов, включавших необходимость соблюдать локальность цвета и определенность рисунка без обязательного использования свинцовых или терракотовых цвето разделительных и рисующих пластин, характерных для барбарикум, относится к концу IV – началу III века до н.э.. Неведомо кто и где впервые расколол морской окатыш на несколько камешков почти кубической формы, но хорошо известно, что в короткое время новая техника набора из мозаичных кубиков получила распространение по всему Средиземноморью, а позднее и по всему греко-римскому миру.

Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum (опус тесселатум) по исходному элементу – камешку кубической формы – tessera. Поначалу тессеры появлялись в мозаичном наборе достаточно случайно и преимущественно в галечных мощениях, затем, по мере освоения технологии и техники работы с тесселированной мозаикой и осознания ее живописных достоинств, из тессер начинают набирать фрагменты или отдельные секции мозаики.

В это же время, то есть примерно в III веке, зарождается еще одна техника мощения - opus sectile (опус сектиле); этот наиболее престижный и дорогой мозаичный набор украшал самые величественные помещения как церковные, так и светские. Техника "сектиле" не родственна тесселированной мозаике – это мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня (впоследствии они выполнялись и из других материалов), основным достоинством которого стали проявленность внутренней структуры материала и значительное расширение цветовой палитры. "Опус сектиле" является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.

Техника opus vermiculatum (опус вермикулатум), также зародившаяся в III веке до н.э., веке поисков и экспериментов, очень близка тесселированной мозаике и, несомненно, является производной от нее: при сохранении общих для обеих техник принципов набора, модуль тессер почти на порядок мельче, а возможности передачи живописных эффектов несравнимы ни с одним другим видом мозаичного искусства. Поскольку трудоемкость техники "вермикулатум" неизбежно накладывает определенные ограничения на размер произведения, то "эмблемы" из мелкомодульных мозаик, как правило, имели размеры менее квадратного метра. Однако в этой технике созданы масштабные произведения исключительных достоинств, датируемые концом II – началом I века до н.э.. Эти мозаики наглядно демонстрируют то, как мастера-мозаичисты применяли миниатюрную технику к монументальным масштабам.

Современные мозаики являются синтезом старинных технологий и распространяют мозаичные техники на различные материалы, не только хорошо известные с древних времен, но и новые (такие, например, как керамогранит). Напольное покрытие из мозаики может быть достаточно простым по рисунку, а может представлять собой произведение художественного искусства с тончайшей игрой света и тени, с прекрасно выполненным узором. Составление сложных композиций возможно благодаря небольшому размеру элементов мозаики и широкому цветовому спектру. Реально возможно воплотить в камне и смальте практически любой художественный сюжет, воспроизвести как насыщенные краски этнических рисунков, так и палитру импрессионизма. Напольная мозаика - самый заметный элемент интерьера, определяющий стиль и тональность пространства, и ассоциативно связанный с роскошью, красотой, изысканностью.


Ковры для пола из мозаики
Ковры из мозаики...
Бордюры из мозаики
Бордюры из мозаики...
Розаны из мозаики
Розоны из мозаики...

Категория: Мозаика | Просмотров: 3381 | Рейтинг: 5.0/1 | Теги: греческий стиль, opus vermiculatum, opus tesselatum, опус барбарикум, vfpfbrf, Мозаика


Арт Студия Клён.Ру